пятница

Общая характеристика психогенных галлюцинаций

Сюда относятся галлюцинации, которые характеризуютсядвумя признаками: ролью в возникновении их более или менееинтенсивного аффекта и ясной связью их содержания с соответствующим аффективным переживанием. Как и в других случаяхгаллюцинаций, приходится считаться с затемнением сознания,интенсивность которого может быть очень различна. Приведенные в главе о галлюцинациях у здоровых случаи видения близких, умерших или в данное время отсутствующих, являютсяпримером психогенных галлюцинаций. Видение фигуры и лицаумершей матери естественно связывается с незабываемым горем. Мы обращали внимание на то, что такие видения бывают улюдей, находящихся в не совсем обычном состоянии  большого утомления, пробуждения, когда можно думать о не совсемполном просыпании. Роль измененного сознания в особенностинесомненна в случаях, когда появляющиеся фигуры представляются не вполне реальными, символическими, как, например,видение неподвижной, безмолвной серой фигуры с закрытымлицом, олицетворяющей собой смерть. Реже такие фигуры находятся в состоянии медленного движения, приближения или удаления. Типично, что все это только видения зрительные, а некомбинированные галлюцинации.
Галлюцинации религиозного содержания
В галлюцинациях вообще находят себе воплощение образы,играющие большую роль в жизни человека. Естественно, что впрежнее время видения часто имели религиозное содержание.Особенно это относится к средним векам. В том, что в то времячасты были видения чертей или святых, играет роль несколькомоментов. Главной причиной было господство монахов, видевших везде бесноватых, одержимых дьяволом, грешников, отдавших свою душу черту. Всех, заподозренных в сношениях сдьяволом, подвергали пыткам с целью вырвать у жертвы признание, что она отдала свою душу дьяволу. Следующим этапом былиэкзорцизмы, публичное изгнание беса и сожжение его вместе стелом грешника, в которого он вселился. Так как сожжения «бесоодержимых» производились десятками и сотнями, то понятно, в каком напряжении находились менее устойчивые люди. Наэтой почве нередко появлялись своеобразные видения. Вера вбесов и в возможность их изгнания была так сильна и так распространена, что многие видели изгоняемых бесов. Нередкогаллюцинации носили массовый характер, дьявола видели одновременно многие лица. Это объясняется общей настроенностью в одинаковом духе; имела значение и взаимоиндукция(сообщение другим тех же настроений и страхов), которая приводила к одинаковым обманам восприятия. Отчетливость видений давала возможность зарисовывать их. От того временисохранилось много картин, принадлежащих большим художникам, которые изображали изгнание бесов по рассказам очевидцев. В книге Ж. М. Шарко и Поля Рише «Les demoniaques dansTart» дано много репродукций старинных гравюр, иллюстрирующих сказанное. Святые Мартин и Жильберт часто фигурируютв качестве изгонятелей бесов. Особенно обращает на себя внимание большая гравюра, изображающая святого Бенедикта, изгнавшего беса из монаха, страдавшего одержимостью.